Лариса Зорина для НКО: как выступать красиво и убедительно

Статья на портале Агентства Социальной Информации

Как преодолеть волнение и сделать свое выступление интересным и полезным, рассказала бизнес-тренер Лариса Зорина на медиаклубе в центре “Благосфера”.

Страх сцены

Волнение — одна из главных проблем, с которой многие сталкиваются перед выступлением. Мы чувствуем к себе повышенное внимание и возложенную на нас ответственность и испытываем стресс.

Лариса Зорина, создатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future, предлагает семь способов победить страх.

 

 

1. Тщательная подготовка. К выступлению обязательно нужно готовиться. Причем чем короче речь, тем больше времени уйдет на ее подготовку, потому что за короткое время необходимо сказать самое важное.

2. Фокус на аудиторию. Волнение только усиливается, если мы думаем, как выступим, как будем смотреться, не забудем ли текст. Фокусируйтесь не на себе, а на аудитории, для которой выступаете. «Мой личный способ снять стресс — просто начать разговаривать с аудиторией. Предложить интерактив, запустить тему для знакомства. Таким образом передо мной постепенно возникают живые люди, а не просто головы. Так вы включаетесь в процесс и не думаете о себе», — отмечает Лариса Зорина.

3. Больше практики. Потренировать свой навык выступать на публике можно во время игр, а также в клубах ораторского мастерства. Например, разработаны такие игры, как «Риторика», «Риторический покер», «Кто прав?». А среди клубов в Москве открыты Toastmaster, клуб коммуникации «Спичка», Pecha Kucha. Кроме того, можно попробовать свои силы на стендап-выступлениях (комедийные монологи). В стендап-клубах все чаще можно найти формат «Открытый микрофон», где выступить может любой человек.

 

 

4. Обратная связь. После каждого выступления спрашивайте у друзей и знакомых, которые его увидели, что им понравилось и что можно изменить. Так вы будете знать свои достоинства и недостатки и сможете улучшить свой навык.

5. Сторителлинг. Когда вы включаете «режим рассказчика», а не «режим оратора», вам становится спокойнее, а людям — интереснее. При этом у аудитории нет ощущения, что их учат, они сами делают выводы из вашего опыта. К тому же личные истории всегда вызывают больше интереса. Помимо историй используйте больше примеров.

 

 

6. Отдых. Если вы не выспались, а вам предстоит выступать, потратьте свободные минуты не на повторение текста, а на отдых. Даже короткий сон в общественном транспорте поможет вам чувствовать себя лучше и, возможно, натолкнет на новые мысли.

7. Поза силы перед выступлением. Перед выступлением лучше расслабить тело и немного размяться. Для этого есть несколько простых упражнений. Например, похлопайте себя по разным частям тела или упритесь руками в бока (поза супермена).

 

Что и как говорить

Допустим, вы справились с волнением, но как рассказать о своем проекте так, чтобы это действительно заинтересовало слушателей?

  • Оцените аудиторию: от того, кто эти люди, чем они занимаются и какие у них ценности, зависит и ваше выступление.
  • Оцените свою цель: определите, чего вы хотите от выступления: просто рассказать о себе, привлечь финансирование, найти волонтеров? Аудитория тоже должна понять, как вам помочь и что для этого нужно сделать.

 

 

  • Сформулируйте ключевое сообщение: оно представляет собой краткую выжимку того, что вы хотите сказать, емкую фразу, которая зацепит слушателя.
  • Придерживайтесь четкой структуры: соблюдайте последовательность элементов выступления.

Оно может, к примеру, строиться, как Парфенон. Его фундамент — это ваше вступление, от которого зависит дальнейший ход речи. В этот момент нужно зацепить внимание аудитории. Вы можете пошутить, рассказать историю или задать слушателям вопрос.

Не стоит затягивать вступление, вам нужно как можно скорее выйти к ключевому сообщению. На фундаменте стоят колонны — это ваши аргументы. Например, способы достигать целей, или выучить язык, или помочь детям-сиротам. Самый сильный аргумент должен быть в конце, а самый слабый — в середине.

В конце должен быть призыв к действию — расскажите, что аудитория может сделать, — и повтор ключевого сообщения.
Еще один вариант структурировать выступление — рассказать, как было раньше, как ситуация выглядит сейчас и как может измениться в будущем (как сделать ее лучше).

 

 

  • Эмоции+логика: говорите с эмоциями и вызывайте эмоции. Но не забывайте о логике — без нее эмоции не будут работать.
  • Помните о языке тела: следите за жестами и положением тела. Жесты активизируют аудиторию, поэтому если вы хотите ее успокоить, то лучше их не использовать. Если вам некомфортно выступать с пустыми руками и вы не знаете, куда их деть, попробуйте держать в них предметы — кликер или микрофон.
  • Не вступайте в длительную дискуссию: в аудитории могут быть «вредные» слушатели, которые настроены враждебно и могут затягивать ваше выступление. Предложите им обсудить интересующие их вопросы лично, после выступления.

 

Трендовые форматы

По словам Ларисы Зориной, особой популярностью сейчас пользуются стендап-выступления (о них выше), истории, разговор с аудиторией. Кроме того, все больше распространяется формат TED — выступления с жестким таймингом. Этот формат, например, использовал центр «Благосфера» на конференции «Фабрика пространств».
Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ-Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

Смотреть видеозапись мастер-класса

Статья опубликована на сайте Агентства Социальной Информации | Читать статью на портале.